В современных условиях трудно себе представить дороги городов и поселков без технических средств управления дорожным движением, и одно из самых важных мест занимает светофор. От первых примитивных светофоров с обычной лампой накаливания и встраиваемой линзой Френеля, которые часто выходят из строя, ввиду перегорания источника света и подвержены т.н. «фантомному эффекту» (когда в ярких лучах солнца трудно определить, какая секция включена), цивилизация шагнула к современным матричным светодиодным светофорам.
На рубеже тысячелетий на замену отживающему свой век светофору с центральным источником света и линзой Френеля, пришел современный светодиодный светофор. Матричные светодиодные светофоры отличает высокая надежность, ведь вместо трех или пяти светоизлучающих элементов, на матрице светодиодного светофора установлено от ста до двухсот светоизлучающих диодов (СИД). Светодиоды включены таким образом, что выход из строя до 20 % от их общего количества не приводит к снижению яркости свечения матричного модуля светодиодного светофора. Дальность восприятия светового сигнала такого светофора значительно увеличивается, полностью исчезает «фантомный эффект», значительно улучшается боковая видимость сигналов светодиодного светофора, все это оказывает положительное влияние на безопасность дорожного движения.
Для управления транспортными потоками выпускаются автомобильные дорожные светодиодные светофоры, состоящие из трех вертикальных или горизонтальных секций с «красным», «желтым» и «зеленым» сигналами (согласно классификации ДСТУ 4092-2002 это светофоры Т1.1, Т1.2, Т1.3, Т1.16, Т1.17), вертикальные светофоры с одной дополнительной боковой светодиодной светофорной секцией справа или слева (Т1.4, Т1.5, Т1.6, Т1.7, Т1.8, Т1.9, Т1.10, Т1.11, Т1.12), а так же с двумя боковыми светодиодными секциями светофора справа и слева (Т1.13, Т1.14, Т1.15). Помимо обычных светофоров, на отдельных полосах автомобильных дорог часто используются светодиодные транспортные светофоры из трех вертикальных секций, для направления автомобильного потока в одном или двух указанных направлениях (согласно ДСТУ 4092-2002 это светофоры Т2.1, Т2.2, Т2.3, Т2.4, Т2.5, Т2.6, Т2.7, Т2.8, Т2.9, Т2,10, Т2.11, Т2.12, Т2.13, Т2.14, Т2.15, Т2.16, Т2.17, Т2.18). Для оптимизации управления дорожным движением, матрица модуля транспортного светодиодного светофора может содержать встроенное в «желтый» сигнал табло отсчета времени (ТОВ). Это позволяет совместить в одной светофорной секции две функции - работа средней секции светофора согласно ДСТУ 4092-2002 (отображение «желтого» сигнала) и показ отсчета времени до окончания работы сигналов «зеленого» и «красного». Согласно классификации разработчика и производителя матричных светодиодных светофоров ООО «АТИЛОС» светофоры, содержащие ТОВ, имеют обозначения: Т1.1ТВЧ1-01, Т1.2.ТВЧ1-01, Т1.3.ТВЧ2-01, Т1.4.ТВЧ1-01, Т1.5.ТВЧ1-01, Т1.6. ТВЧ2-01, Т1.7.ТВЧ1-01, Т1.8.ТВЧ1-01, Т1.9.ТВЧ2-01, Т1.10.ТВЧ1-01, Т1.11.ТВЧ1-01, Т1.12.ТВЧ2-01, Т1.13.ТВЧ1-01, Т1.14.ТВЧ1-01, Т1.15.ТВЧ2-01, Т1.16.ТВЧ1-01, Т1.17.ТВЧ2-01, где ТВЧ1 имеет диаметр апертуры сигнала - 200 мм, а ТВЧ2 - 300 мм.
Светодиодные дорожные светофоры с встроенным отсчетом времени в «желтой» секции, позволяют участникам дорожного движения лучше оценить возможность пересечения перекрестка без создания аварийной ситуации, что повышает уровень безопасности дорожного движения. Эти «умные» светодиодные светофоры позволяют водителю своевременно подготовиться к началу движения или при определенном ожидании разрешающего движение сигнала, выключить двигатель, что в значительной мере способствует экономии топлива и уменьшает загрязнение окружающей среды.
Для дублирования сигналов основного транспортного светофора Т1 в случае его усложненного просмотра для водителя первого транспортного средства крайнего ряда, производители светофоров выпускают светодиодные светофоры Т3.1, Т3.2, Т3.3, Т3.4. Эти светофоры выполнены с размером отражателя светодиодного модуля – 100 мм и устанавливаются с правой стороны от проезжей части согласно ДСТУ, выполняя функцию дублирующего светофора. Кроме того, светодиодный светофор Т3 используют для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения дороги с велосипедной дорожкой. В светодиодном велосипедном светофоре источником света служат светодиодные модули (МC) красного, желтого, зеленого цвета с символом велосипеда. Велосипедные светофоры на диодах можно использовать при пересечении велосипедных дорожек с пешеходными тротуарами.
С увеличением интенсивности движения автотранспорта на улицах городов, поселков и сел, необходимо обеспечить безопасность движения пешеходов на пешеходных переходах. OOО “Атилос” были разработаны двухсекционные пешеходные светофоры с изображением символов стоящего пешехода в «красной» верхней секции и идущего пешехода в «зеленой» нижней секции светофора. Классификация пешеходных светофоров согласуется с индексами светофоров: П1.1 (диаметр рабочей поверхности рассеивателя – 200 мм), П1.2 (диаметр рабочей поверхности рассеивателя – 300 мм), П2.1 (габаритные размеры светофильтра 200х200 мм), П2.2 (габаритные размеры светофильтра 300х300 мм), изображение символов пешеходов на светопропускающих линзах светофоров должно соответствовать требованиям приложения Б ДСТУ 4092-2002. Современный светодиодный пешеходный светофор с использованием матричных светодиодных модулей позволил не только улучшить яркость цветовых сигналов светофора, но и позволил добавить в работу обычного пешеходного светофора функцию отсчета времени, с индикацией цифр показывающих оставшееся время в секундах до переключения светофора. Светодиодные пешеходные светофоры с отсчетом времени П1.1.ТВЧ1-01-АТ и П1.2.ТВЧ2-01-АТ предназначены для регулирования движения пешеходов, в них интегрировано табло отсчета времени, которое работает совместно с сигналами красного и зеленого цвета, в неработающей в данный момент секции отображается в секундах время, оставшееся до выключения работающего сигнала светофора. Цвет цифр индикации отсчета времени соответствует цвету включенного сигнала светофора. Применение ТОВ в пешеходных светофорах существенно повышает безопасность дорожного движения, особенно они удобны для инвалидов, передвигающихся на колясках, для пешеходов с ограниченными возможностями передвижения и для школьников, позволяя им легко определить оставшееся время для безопасного пересечения автодороги.
Для обозначения сложных нерегулируемых перекрестков, пешеходных переходов с интенсивным движением, а так же в случаях необходимости, когда не обеспечена видимость опасного участка дороги на расстоянии достаточном для безопасной остановки транспортного средства двигающегося со скоростью, допустимой на предыдущем участке дороги, применяют автономные светофоры Т7.1, Т7.2, Т7.3, Т7.4.
Светодиодные автономные светофоры Т7.1-АТ (диаметр цветового сигнала – 200 мм) и Т7.2-АТ (диаметр цветового сигнала – 300 мм) состоят из двух секций и работают в режиме попеременного включения сигналов желтого цвета. Светофоры Т7.3-АТ (200 мм) и Т7.4-АТ (300 мм) состоят из одной секции и работают в мигающем режиме сигнала желтого цвета. Период мигания сигналов – 1 секунда. В светодиодный мигающий светофор установлена схема управления, которая обеспечивает мигающий режим работы светофора. Светофоры Т7 могут работать без подключения к дорожному контроллеру или другому внешнему управляющему устройству.
Все вышеизложенные типы светодиодных светофоров могут применяться при обеспечении управления дорожным движением на всех государственных, областных, районных и муниципальных дорогах. Данные светофоры могут пройти сертификацию на соответствие всем требованиям ДСТУ 4092-2002, ГОСТ Р 52268-2004, СТБ EN 12368-2009. ООО «АТИЛОС» являясь одним из производителей светодиодной светофорной техники, предлагает своим потребителям купить светодиодные сертифицированные светофоры, отвечающими всем современным требованиям.
Нашим предприятием выпускаются современные двухсекционные светодиодные светофоры для использования на внутренних территориях предприятий различной формы собственности. Светодиодные светофоры двухсекционного исполнения Т1.1-КЗ-АТ, Т1.2-КЗ-АТ (красно-зеленые) и Т1.1-КЖ-АТ, Т1.2-КЖ-АТ (красно-желтые) предназначены для организации безопасного движения транспортных средств на сложных участках территорий заводов, фабрик, складов, шахт, карьеров, портов, гаражей, автостоянок, АЗС, а так же для организации очередности проезда транспорта через пропускные пункты, весовые, проходные, погрузочные, пункты осмотра и таможенные пункты. Красно-зеленый и красно-желтый режим работы двухсекционного светодиодного светофора по времени может обеспечиваться как ручным управлением, так и автоматическими устройствами управления режимами работы светофора.
Переносной (передвижной) светодиодный транспортный светофор П Т1.1-АТ, предназначен для поочередного пропуска транспортных средств по свободной полосе движения, в случае временного перекрытия одной из встречных полос движения транспорта на определенном участке дороги (при проведении дорожных работ, ликвидации последствий аварии, проведение монтажных или строительных работ непосредственно на обочинах дороги) в случае высокой интенсивности движения или в условиях ограниченной видимости на временно закрытом участке движения.
Светоизлучающие диоды, применяемые в современном светодиодном транспортном светофоре, позволили вывести светофорную технику на более высокий, современный уровень. Современный дорожный светодиодный светофор обладает высокой энергоэффективностью, его номинальная мощность потребления не превышает 12 Вт, что значительно снижает потребление электроэнергии при работе светофорного объекта. Светофор на диодах стал более ярким, экономичным и надежным. Светодиодные светофоры в отличии от ламповых более долговечны, не требуют постоянного технического обслуживания и отличаются принципиальной невозможностью ложной цветовой засветкой отключенных секций при их освещении извне. Эти светофоры не вызывают затруднений при монтаже и имеют привычное исполнение обычных транспортных светофоров. Кроме того, корпус и герметичный светодиодный модуль выполнены раздельно, что позволяет при необходимости провести их быструю замену, а также модернизировать ламповые светофоры, которые уже находятся в эксплуатации, установив в них светодиодные модули. При установке светодиодных светофоров не требуется доработка существующих дорожных контроллеров типов ДКМ и УК. Современные светодиодные светофоры совместимы со всеми применяемыми в Украине типами ДК.
Приобрести современные светодиодные светофоры, а так же получить гарантийное и послегарантийное обслуживание транспортных, пешеходных, автономных, двухсекционных светодиодных светофоров, можно у непосредственного разработчика и производителя светодиодных светофоров всех типов в Украине - ООО «АТИЛОС».