Для безопасного пересечения железнодорожного переезда значительную роль играет надежная работа информационной сигнализации системы управления движением железнодорожного транспорта. На смену механическому семафору и старому переездному светофору с лампой накаливания пришел современный светодиодный переездный светофор. Применение в светофоре для железнодорожных переездов светоизлучающих диодов (СИД) позволило повысить яркость свечения сигнала светофора, улучшить различимость сигнала с большей дальности и продолжительность безаварийной работы (ведь срок службы СИД в разы превосходит время работы нити накала лампы). Места пересечения железнодорожных путей с автомобильными дорогами и пешеходными тротуарами всегда являлись объектами повышенной опасности, вот почему так важно, чтобы переездная ж/д сигнализация была оборудована надежными современными светодиодными светофорами. Ведь от надежности и эффективности работы переездных светофоров, во многом зависит сохранность жизни и здоровья водителей, пассажиров, пешеходов и работников подвижного состава железной дороги которые пересекают железнодорожные переезды. Светодиодные светофоры для переездов могут быть выполнены в двух вариантах: двухсигнальные (Т6.3, Т6.4) – состоящие из двух горизонтально разнесенных светодиодных головок с модулями красного цвета и трехсигнальные (Т6.5) – состоящие из двух красных светодиодных головок и третьей светодиодной головки с модулем лунно-белого цвета, которая размещается по центру и выше красных сигналов.
Двухзначный переездный светофор СП2-200-АТ работает в режиме попеременного включения светодиодных головок красного цвета с интервалом 1 секунды, информируя пешеходов и водителей всех автотранспортных средств о запрещении пересечения железнодорожного переезда. Трехзначный переездный светофор СП3-200-АТ работает или в режиме мигания двух красных светодиодных головок, показывая, что проезд через железнодорожный переезд закрыт или в режиме постоянно моргающей третьей светодиодной головки лунно-белого цвета, работа которой подтверждает исправное состояние переездной сигнализации и разрешает движение пешеходов и автотранспорта через железнодорожный переезд. Все переездные светофоры должны быть оборудованы звуковым сигналом (зуммером) который работает совместно с запрещающей сигнализацией светодиодного переездного светофора. Работа светодиодных матриц, которые являются основным элементом светодиодной головки переездного светофора, должны быть адаптированы к работе с переездной системой управления светофорами, номинальный ток потребления должен соответствовать току срабатывания «огневого» реле сигнализации системы управления, кроме того, должна быть предусмотрена цепь «холодного» контроля.
Разработанные и выпускаемые ООО «АТИЛОС» головки светодиодные переездных светофоров ГСП-200-К и ГСП-200-ЛБ позволяют комплектовать не только вновь устанавливаемые светофоры на ж/д переездах, но и реконструировать уже находящиеся в эксплуатации переездные светофоры на лампах накаливания. При замене ламповых головок переездных линзовых светофоров типа СП, на современные светодиодные ГСП, обеспечивается их взаимозаменяемость по установочным размерам, цепям питания и контроля. А так же не требуется внесение каких-либо конструктивных доработок для имеющихся стоек и изменения существующих схем переездной сигнализации управления светофорами.
Все светодиодные переездные светофоры должны комплектоваться только головками светодиодными переездными соответствующими всем требованиям ДСТУ 4178-2003 (уровень безопасности 3) и ДСТУ 4092-2002, обязательно иметь соответствующую сертификацию и разрешение к применению на железнодорожных переездах выданное Администрацией железнодорожного транспорта Украины.
Транспортные светофоры типа 6, необходимо использовать не только для регулирования дорожного движения через железнодорожные переезды, а так же при организации движения в районе разводных мостов, причалов паромных переправ, в местах выезда на дорогу специальных транспортных средств (оперативных, дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб). В данном случае они используются как обычные односекционные транспортные светофоры Т6.1 и Т6.2, и работают в мигающем режиме. Включение и выключение этих светофоров производится вручную пультом управления светофором, который находится на проходной или у дежурного на КПП.
Современные светодиодные светофоры для железнодорожных переездов отличаются высокой экономичностью, надежностью, длительным сроком эксплуатации и эффективными эксплуатационными свойствами. Применение современных светофоров позволяет значительно снизить потребление электроэнергии, а благодаря высокой эффективности и надежности светодиодных переездных светофоров, уменьшить количество аварий и жертв, которые случаются во время проезда автотранспорта через железнодорожные переезды из-за не работающей или плохо работающей светофорной сигнализации.
Выпуск светодиодных переездных светофоров и головок ГСП в Украине, налажен предприятием «АТИЛОС» в городе Чернигов, здесь же обеспечивается гарантийное и послегарантийное обслуживание СП2-22-АТ, СП3-200-АТ, ГСП-200-К и ГСП-200-ЛБ.