Светофоры в Украине

Чтобы обеспечить быстрое и безопасное движение транспортных потоков в современных городах, требуется целый комплекс мероприятий организационного характера, в частности, внедрение технических средств на дорогах - знаков, разметки, дорожных ограждений и направляющих устройств, и, конечно же – светофоров. Именно их специалисты называют одним из основных средств обеспечения безопасности движения на дорогах.

Светофор (от русск. свет и греч. φορός - «несущий»), представляет собой устройство оптической сигнализации, предназначенное для регулирования движения людей, велосипедов, автомобилей и иных участников дорожного движения. 

Историческая справка

Первый светофор был установлен в 1868 году в Лондоне возле здания Британского парламента. Его изобретатель, Джон Пик Найт, был специалистом по железнодорожным семафорам. Светофор управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° - движение с осторожностью. В темное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались сигналы красного и зеленого цветов. Светофор использовался для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для транспортных средств - пока пешеходы идут, автомобили должны стоять.

Но, несмотря на все кажущиеся тогда преимущества данного изобретения, у его изобретателя возникла потребность в техническом усовершенствовании своего детища - уже через год газовый фонарь светофора взорвался, ранив управляющего светофором полицейского. 

А спустя 40 лет Эрнстом Сиррином из Чикаго была разработана и запатентована первая автоматическая система светофоров, способная к переключению без непосредственного участия человека. Такие светофоры использовали не подсвеченные надписи Stop и Proceed. С тех пор, автоматические светофоры постоянно совершенствовались.

Изобретателем первого электрического светофора считают Лестера Вайра из Солт-Лейк-Сити (США). В 1912 году он разработал, хотя и не запатентовал, светофор с двумя круглыми электрическими сигналами (красного и зеленого цвета). Через два года в Кливленде американская светофорная компания установила на перекрестке 105-й улицы и авеню Эвклида четыре электрических светофора конструкции Джеймса Хога. Они имели красный и зеленый сигнал и, переключаясь, издавали звуковой сигнал. Система управлялась полицейским, сидящим в стеклянной будке на перекрестке. Светофоры задавали правила движения, аналогичные действующим в настоящее время в США: поворот направо осуществлялся в любое время при отсутствии помех, а поворот налево - на зеленый сигнал вокруг центра перекрестка. В 1920 году появились уже трехцветные светофоры - с применением желтого сигнала. Они были установлены в Детройте и Нью-Йорке. В Европе такие светофоры были впервые установлены в 1922 году в Париже и в Гамбурге, немногим позже это изобретение появилось в Англии - в 1927 году в городе Вулвергемптоне. Первый светофор на территории бывшего СССР установили в 1930 году в Ленинграде на пересечении ныне Невского и Литейного проспектов. Практически через год светофор появился и в Москве. А в Украине первый светофор появился значительно позже, чем в России – только в 1936 году. Первым городом, где он был установлен, стал Харьков, в то время столица.

Сегодня светофор – самый привычный прибор для регулирования дорожного движения. Они используются на перекрестках, премыканиях дорог, пешеходных переходах, железнодорожных переездах и во многих других случаях. Причем в настоящее время этот объект для регулировки транспортного движения кардинально отличается от своих предшественников. Это – полностью автоматический, запрограммированный прибор. Учитывая, что на дороге он решает очень важные вопросы безопасности участников движения, к нему предъявляются серьезные требования.

Отечественные «светофорные» нормативы

В Украине общие технические требования, правила применения и требования безопасности к современным светофорам регламентируются стандартом Украины ДСТУ 4092-2002. «Безопасность дорожного движения. Светофоры дорожные», действующим с первого января 2003 года.

Настоящий документ распространяется на современные дорожные светофоры, предназначенные для регулирования движения транспортных средств и пешеходов (участников движения) на автомобильных дорогах, улицах и железнодорожных переездах и определяет основные технические требования к ним.

Как комментируют эксперты рынка, данный документ был создан в соответствии с требованиями Венской конвенции 1968 года, а установленные в нем требования не уступают мировым нормам. Правда, по словам Сергея Шульгина, заместителя директора по продажам и маркетингу ООО «АТИЛОС», в некоторых случаях они несколько отстают от технического развития мировой светофорной техники. «Наиболее современные светофоры с интегрированным отсчетом времени в секции желтого света пока не получили в украинском стандарте должного отражения.

Есть и другие отличия в украинском стандарте от европейских. Но это ни в коем случае не оказывает влияния на эффективность их применения», - отмечает Сергей Шульгин.

Виды современных светофоров

Согласно вышеупомянутому нормативному документу, современные светофоры, применяющиеся в Украине, классифицируются по нескольким критериям:

  • по назначению;
  • по типу источников света;
  • по размеру рабочей поверхности рассеивателя сигналов светофорного модуля.

Кроме того, по назначению светофоры подразделяют на группы:

  • транспортные (Т) и
  • пешеходные (П)
  • специальные (реверсивные, трамвайные и т.д.)

По типу источника света светофоры разделяют на:

  • ламповые;
  • галогенные;
  • светодиодные.

В свою очередь светодиодные светофорные модули различаются конструктивным исполнением:

  • матричное исполнение (когда светодиоды установлены по всей площади рассеивателя сигналов модуля)
  • исполнение с центральным источником света, состоящим из 3-5 сверхярких диодов, с применением линзы Френеля, для обеспечения параллельности лучей (подобная конструкция используется в ламповых светофорах c 30-х годов прошлого столетия).

Более прогрессивными на сегодняшний день можно считать светофоры, выполненные в матричном исполнении с применением пятимиллиметровых светодиодов. Потребляемая мощность такого светофора не превышает 12 Вт, расчетный срок эксплуатации превышает 20 лет, ему принципиально не свойственен так называемый "фантомный эффект" присущий ламповым светофорам с линзой Френеля. В дополнение к вышесказанному можно добавить и то, что данное исполнение позволяет использовать матричные светофорные модули, в более расширенном формате.

По размеру рабочей поверхности рассеивателя сигналов светофорного модуля:

  • 100 мм; 
  • 200 мм; 
  • 300 мм и т.д.

Согласно нормативному документу ДСТУ 4092-2002. «Безопасность дорожного движения. Светофоры дорожные», в каждой группе светофоры разделяют на типы в соответствии от функционального назначения и исполнения.

Мировые «светофорные» тенденции – предпочтение «умным»

Развитие украинского рынка технических средств управления дорожным движением, в частности, светофоров, во многом ориентируется на мировые тенденции. Так, сегодня одной из наиболее важных задач современных технических средств организации движения является повышение безопасности на дорогах. По словам экспертов, это невозможно без внедрения современных технологий и средств регулирования дорожного движения. Не исключение и сегмент светофоров. 

Например, в Украине, как и во всем мире, в настоящее время происходит постепенная замена светофоров, использующих лампы накалывания, на светодиодные. Применение новых светодиодных светофоров и светодиодных светоблоков для замены оптической системы в светофорах с лампами накаливания позволяет существенно снизить энергопотребление и эксплуатационные затраты на обслуживание светофорных объектов, а также существенно повысить безопасность дорожного движения.

Стоит отметить, что современные светофоры существенно «поумнели». С 2001 года такие «умники» уже действуют в крупных городах Великобритании, Японии, Италии, Германии, США. Как они работают? Центральный пульт управления регулирует, сколько должен гореть зеленый свет, а сколько - красный. Например, в часы пик система с помощью специальных датчиков фиксирует обстановку на дороге и автоматически увеличивает время на зеленый свет. Синхронизация всех светофоров внутри системы позволяют автоматически включать «зеленую волну», чтобы не создавать искусственные заторы на перекрестках. Такие светофоры - светодиодные, то есть, если в них перегорит одна лампочка, остальные будут работать. В новых регуляторах движения есть встроенные компьютеры и веб-камеры. Вся информация с этих устройств автоматически передается не только на центральный пульт, но и в диспетчерскую ГАИ. Это дает возможность оперативно реагировать на нестандартные либо экстремальные ситуации. По словам экспертов, система «умных» светофоров может увеличить скорость передвижения по городу на 20% и примерно настолько же снизит количество ДТП. 

Именно поэтому системы «умных» светофоров в настоящее время активно внедряются практически во всех крупных городах разных стран мира. Устанавливаются такие светофоры и в Украине. Например, в Киеве такие светофоры по планам установили на улицах, которые примыкают к стадиону «Олимпийский» и другим центральным, конечно, в честь Евро-2012 (по словам чиновников, таких светофоров 76). Кроме того, в городской «Программе усовершенствования организации дорожного движения и его безопасности на 2012-2014 годы» в «кандидатах» на установку системы электронного регулирования запланированы несколько перекрестков на ул. Фрунзе, Вышгородской, Дегтяревской, и еще два с половиной десятка мест в спальных районах. Согласно программе, будет установлено 150 «умных» светофоров. Но насколько эта программа реализуется сегодня, официальных данных пока нет.

Развитие украинского производства

В настоящее время на украинском рынке светофоров работают не так уж и много компаний, которые производят и реализуют данную продукцию - около 20. При этом, по словам экспертов, продавцов данных технических средств намного больше, чем непосредственно внутренних производителей.

Из наиболее «весомых» отечественных производителей можно выделить всего четыре - ООО «АТИЛОС» (г. Чернигов), НПП «Система+Сервис» (г. Харьков) (предприятия выпускают светодиодные светофоры в матричном исполнении), ООО «Росток-ЭЛЕКОМ (г. Киев) и ООО «СЭА Электроникс» (выпускают светодиодные светофоры с центральным источником света и линзой Френеля)».

Как отмечают эксперты, ввезти в Украину продукцию намного проще, чем организовать собственное производство, требующее в первую очередь немалых финансовых вливаний. 

«Стоит отметить, что не все производители светофоров имеют полный цикл собственного производства. К предприятиям, у которых практически все изготавливается на собственной технической базе (за исключением светодиодов, они пока на Украине не производятся) относятся ООО "АТИЛОС" и НПП "Система+Сервис". А вот светодиодные светофорные модули с центральным источником света и линзой Френеля импортируются из-за рубежа. Отдельные производители импортируют и корпуса светофоров, выполняя, по сути, только отверточную сборку своих светофоров», - констатирует Сергей Шульгин. 

Поддерживает коллегу и Павел Жабицкий, генеральный директор ООО «Росток-ЕЛЕКОМ»: «Учитывая цену оснастки на производство, ряд фирм пользуются импортными корпусами и светофорными модулями, которые изготовлены на качественной основе. В основном это фирмы Futurit –SWARCO (Австрия), Garufo (Англия). Есть предприятия, которые собирают светофоры на базе российских, как правило, устаревших комплектующих к светофорам».

Но, несмотря на небольшое количество игроков «светофорного» рынка, конкуренция в этом сегменте технических средств управления дорожным движением в Украине сегодня довольно жесткая. «Конкуренция довольно острая, нередки случаи судебных разбирательств, особенно в последние годы», - отмечает Павел Жабицкий.

Такая ситуация - результат того, что сегодня в нашей стране отмечается низкий спрос на эту продукцию. Хотя старый фонд светофоров требует обязательной модернизации, проводится она очень медленно, и преимущественно только в крупных городах страны. Низкий спрос на продукцию заставляет игроков рынка жестко бороться за каждый заказ, даже небольшой. И не всегда методы конкурентной борьбы оказываются честными. 

Кроме того, остро ощущается и финансовая проблема этого рынка.

«Главная проблема, с которой сталкиваются в настоящее время производители светофоров – это низкий уровень финансирования государственными и местными органами власти процесса переоснащения и модернизации технических средств управления дорожного движения. Хотя большинство руководителей вполне осознают важность этого вопроса. Ведь старые ламповые светофоры не только требуют значительных средств на эксплуатацию, но и зачастую уже не справляются с выполнением своих функций по регулированию движения, значительно увеличившегося за последние годы, автомобильного парка. Как следствие - массовые задержки с оплатой за отгруженную продукцию бюджетными организациями, причем всех уровней. Имеют место случаи, когда оплата не производится вовсе, или производится не в полном объеме, или с опозданием на год и более. Все это ставит предприятия в сложные финансовые условия, останавливает их развитие, задерживает внедрение новых технологий. А самое главное – повышает стоимость продукции ввиду использования производителями длинных кредитов, тем самым, снижая конкурентоспособность товаров, выпускаемых отечественными производителями. 

Улучшение финансовой дисциплины и пересмотр уровня финансирования – вот что является главным фактором решения основных проблем украинских производителей», - комментирует Сергей Шульгин. 

Еще одна проблема рынка касается производственных моментов. «Не все поставки импортных комплектующих материалов соответствуют отечественным стандартам и отличаются высоким уровнем качества. Но, тем не менее, и некоторые производители, и некоторые заказчики часто на это закрывают глаза, ущемляя тем самым права отечественных производителей. Недорогая и не всегда качественная продукция восточных стран уже давно является серьезным препятствием для национального производителя», - рассказывает Сергей Шульгин. 

Но даже сталкиваясь с серьезными проблемами, эксперты рынка говорят: у отечественного производства светофоров есть все шансы перспективного развития. Правда, при условии, что украинские чиновники будут больше уделять проблеме модернизации устаревшего фонда технических средств управления движением в нашей стране не на словах, а на деле… 

Валентина Скрипченко

Статья в журнале «Асфальт и бетон» №3 2012г

 

No tweets found.